[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Астильба  
Форум "Canids World" » Новости » Новости о волках » Археологи нашли новую стоянку воинов-волков бронзового века
Археологи нашли новую стоянку воинов-волков бронзового века
Астильба ♀Дата: Четверг, 10.08.2017, 16:19 | Сообщение # 1
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5249
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Археологи нашли новую стоянку воинов-волков бронзового века.



На юго-западе России обнаружены следы двух инициаций позднего бронзового века, на которых, по утверждению археологов, мальчики становились воинами, поедая собак и волков. Находки возрастом примерно 3900 и 3700 лет могут быть первыми археологическими доказательствами существования военных отрядов подростков, описанных в древних текстах.

Мальчики срубной культуры присоединялись к молодёжным военным отрядам, где символически становились собаками и волками, поедая собачье мясо, как утверждают Дэвид Энтони и Доркас Браун из американского колледжа Хартвик. Этот тип церемонии инициации совпадает с мифами из текстов, созданных 2000 лет назад индоевропейскими народами.

Эти мифы связывают собак и волков с молодёжными военными отрядами. По древним текстам, молодые воины брали имена в честь собак или волков, носили собачьи или волчьи шкуры, а в некоторых случаях ели собак во время инициации.

Но не все исследователи убеждены, что именно по этим причинам 64 особи собак и волков были принесены в жертву на Красносамарской стоянке.

По индоевропейской мифологии, люди позднего каменного века считали, что собаки имеют магические свойства и, возможно, ели их при каких-то ритуалах. Но больше нигде не были найдены доказательства существования подростковых военных отрядов или ритуалов поедания собак.

Некоторые древние индоевропейские мифы приписывают собакам целебные свойства, утверждает другой британский археолог Пол Гарвуд. По этим мифам, собаки забирают болезнь людей, что делает собак несъедобными. Возможно, люди, проводившие ритуал в Красносамарском, приносили собак и волков в жертву, но не ели их.

Майкл Витцель, эксперт по древнеиндийским текстам и компаративной мифологии в Гарварде, соглашается с тем, что Энтони и Браун нашли первое археологическое доказательство в поддержку древних индоевропейских мифов о молодых, воинственных «людях-волках», живших вне законов общества.

На раскопках в Красносамарском в 1999 и 2001 годах было найдено 2770 собачьих, 18 волчьих и ещё 6 неопределённых костей. Эти находки представляют 36% всех костей животных, найденных в этом месте. Собаки составляют не более 3% костей животных, ранее раскопанных в каждом из шести других поселений срубной культуры, так что обычно собак не ели и при других обстоятельствах это была как бы табуированная еда.

Кости имеют следы забоя и обгоревшие при поджаривании места. Головы собак были порублены на куски от 3 до 7 см толщины с чёткой последовательностью разрезов. Это было ритуальное действие, требующее практики и навыков. Останки крупного рогатого скота, овец и коз в Красносамарском также имеют следы убоя, но черепа не разрезаны.

За 200-летнюю историю Красносамарского случились как минимум 2 инициации. Микроанализы годичных слоёв в корнях зубов животных показывают, что собак почти всегда убивали в холодное время года. Скот забивали в любое время, поэтому исследователи говорят, что голод вполне мог быть причиной, почему собак иногда убивали и ели.

Анализ ДНК показал, что из 21 собаки 15 были самцами, ещё 4 – возможно, тоже самцы и только 2 самки. Принесение в жертву собак именно мужского пола в Красносамарском сходится с ритуалом инициации молодых мужчин, заявляет Энтони.

При раскопках на кладбище срубной культуры найдены кости 2 мужчин, 2 женщин, 1 взрослого неустановленного пола и 22 детей возрастом от 1 до 7 лет. Двое мужчин имели травмы колен, лодыжек и спины, именно они могли бы быть специалистами по ритуалам и проводить инициации в военные отряды.

Видео - https://www.youtube.com/watch?v=w-nyIlGyrh8

(источник - http://discover24.ru/2017....go-veka)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Понедельник, 14.01.2019, 13:35 | Сообщение # 2
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5249
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Василий Балушок : Инициации древних славян. Попытка реконструкции. (отрывок)



Инициационные обряды - и первобытности, и позднейших эпох - давно уже являются объектом исследования этнографов. Формы этих обрядов и значение их отдельных компонентов изучались главным образом на примере внеевропейских культур. В меньшей степени в поле зрения ученых оказывались инициационные ритуалы европейских народов древности. Обращались исследователи, как отечественные так и зарубежные, и к древнеславянским инициациям [2], но проблема их реконструкции пока еще далека от решения.

В данной статье предпринята попытка реконструкции древнеславянских юношеских инициаций архаической эпохи. Источниками при этом служат:

1) данные этнографии, в том числе о поздних инициациях у славянских народов, сохранившие реликты древних ритуалов
2) фольклорные материалы, в частности волшебные сказки, отразившие древние инициации (так называемые «инициационные» сказки), легенды, эпические произведения. Известно, что в древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян, включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. Это нашло отражение в фольклоре, где оборотничество связано с древним мифом, из которого этот мотив перешел в легенды, былины и сказки «без существенных изменений». Так, в древнерусском эпосе, который представлен в «Слове о полку Игореве» и в былине о Волхе Всеславьевиче, присутствует древнеславянский миф об оборотне, сопряженный с культом волка и обрядами инициаций. Этот миф позднее был отнесен к конкретным историческим лицам, таким, как Всеслав Полоцкий на Руси и сербский князь Вук Гругрович. В широко распространенных среди славянских народов легендах об оборотнях не только отражены инициационные ритуалы, но, как показывают исследования, содержатся и определенные сведения о них. Привлекаются также сравнительные данные по инициационным обрядам других индоевропейских народов.

Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы:
1) выделение индивида из коллектива;
2) пограничный период;
3) реинкорпорация в коллектив.

На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В.Я. Пропп. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. Легенды об оборотнях тоже, как правило, местом, где живут превращенные в волков, называют лес, реже поле. Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов. Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на «том» свете...

Умирая в своей старой ипостаси, испытуемый в ходе древнеславянской инициации «перерождался» в волка и становился членом мужского «волчьего» союза. Ритуальное перерождение инициируемых в волков (или псов) в древности было характерно для многих индоевропейских народов, в частности для балтов, германцев, кельтов, индоиранцев и др. Волку отводилось большое место в мифологии и культовой практике древних индоевропейцев и, позже, славян. Он почитался как тотемный предок и родоначальник племени. В древних мифах вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка.

Далеким отголоском ритуального превращения инициируемых в волков являются легенды об оборотнях. Причем, судя по материалам этих легенд, в волков превращают, как правило, молодых парней брачного возраста, что соответствует возрасту инициируемых. И еще: парень, раз превращенный в вовкулаку и затем вновь ставший человеком, не может больше быть превращен в волка. Но не только фольклор донес до нас сведения об этом инициационном обряде. В поздних инициациях ряда славянских народов сохранился обычай называть посвящаемых «волками». Например, так именовали юношей, проходящих инициацию среди нищих и разбойников, а также в косарских общинах у поляков и других западных славян. На Украине в некоторых местностях «вовком» (волком) называли парня, принимаемого в парубоцкую громаду. Сюда же следует отнести и сравнение в «Слове о полку Игореве» дружинников князя Всеволода с волками в рассказе об их воспитании как воинов, проходившем в то время в форме инициации. В среднерусских диалектах шафер со стороны жениха назывался «волком», что, как увидим ниже, также связано с рассматриваемым явлением, в частности с умыканием женщин членами «волчьих» союзов.

продолжение в следующем сообщении


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Понедельник, 14.01.2019, 13:47 | Сообщение # 3
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5249
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
продолжение



Как же проходил сам ритуал превращения инициируемого в волка? Можно предположить, что эта операция совершалась путем одевания волчьей шкуры, опоясывания и употребления опьяняющих веществ. В частности, так совершался в древности этот ритуал у родственных славянам народов. На это же указывают данные славянской этнографии и фольклора. В молодежных объединениях западных славян, например, известен обычай наряжать инициируемых волками. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. В украинских легендах вовкулаки - это всегда люди, одетые в волчьи шкуры, под которыми имеется даже одежда. Аналогичные сведения содержит также великорусский и белорусский фольклор. Само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры. Нередко указывается, что при этом человека опоясывали особым поясом, на котором завязывали магические узлы. (Напомним в этой связи о так называемых «волчьих рубахах» и «волчьих поясах» у немцев.). И князю-оборотню Всеславу в детстве волхвы завязывали на голове «науз» (узел). Как известно, для первобытных людей характерны представления о том, что человек, надевающий шкуру животного, сам превращается в него. Магическое значение пояса как замка, оберега, символа мужской силы и власти, а также узлов, завязываемых во время колдовских обрядов, общеизвестно.

Важным моментом инициации было вступление неофитов в контакт с духами предков. В нашем случае посвящаемые, видимо, вступали в контакт не только со своими предками-людьми, но и с духом тотемного предка - волка. Это достигалось путем потребления наркотических веществ, вызывавших безумие и галлюцинации у инициируемых. Об использовании галлюциногенов в древнеславянских инициациях на материалах сказок делает вывод В.Я. Пропп. Магический напиток пьет и Илья Муромец при прохождении инициации. Р. Рейдли приводит описание колдовского обряда превращения человека в волка, существовавшего в древности на Руси, несомненно связанного с древнеславянской инициацией, который включал и потребление галлюциногена. Человек ночью рисовал круг и разжигал в середине огонь, на котором нагревал сосуд с наркотическим веществом, состоящим из растительных компонентов. Затем он наклонялся, дышал испарениями и произносил заклинание, в котором вызывал «духа серого волка» и просил сделать его оборотнем «сильным и жестоким», наделить «скоростью лося», «когтями медведя», «умом лисицы», «силой быка», «глазами кошки», «плавучестью рыбы», «обонянием собаки» и «прожорливостью свиньи». После этого инициируемый трижды целовал землю, прыгал через огонь и вертелся с сосудом в руках, выкрикивая: «Сделай меня оборотнем, чтобы я ел мужчину, женщину, ребенка. Я желаю крови, человеческой крови, дай мне ее в эту же ночь. Великий дух волка, дай это мне. Я твой и сердцем, и телом, и душой». (Ср. приводимый И. П. Сахаровым заговор оборотня, в котором человек говорит о себе как о «волке мохнатом», у которого «на зубах... весь скот рогатый». Он просит у месяца: «Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гады, чтобы они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли»).

Когда галлюциноген начинал действовать, инициируемому являлось видение духа волка-предка. В древнем колдовском обряде он выглядел как высокое существо с большими человеческими конечностями, заканчивающимися лапами волка, с волчьими головой, ртом и ушами, но с человеческими носом и глазами...

Пройдя ритуал перерождения в волка, юноши становились членами мужского «волчьего» союза. Но на этом инициация не заканчивалась; а начинался второй ее этап. Проведение инициации в несколько этапов характерно для многих народов. У древних славян она также, видимо, проходила в два этапа. Об этом свидетельствует не только двуэтапность древних инициаций у родственных славянам индоевропейских народов, но и позднейший этнографический материал. Так, у восточных славян эпохи феодализма прослеживается четкое деление молодежи на два возрастных слоя - подростковый и юношеский. Такое деление, по мнению исследователей, восходит к древнеславянской эпохе. У украинцев и западных славян юноши объединялись в особые союзы (парубоцкие громады), восходящие к древним мужским союзам. Членство в таких объединениях оформлялось особыми инициациями, в структуре которых тоже прослеживаются два этапа. Деление на два возрастных слоя и двуэтапность инициаций были характерны для городских ремесленников (этапы ученичества и подмастерничества), а также древнерусских дружинников (деление младшей дружины на две части по возрастному принципу).

Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-»"волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т.е. воюя и грабя. Это была как бы вторая лиминальная фаза, наступавшая после ритуального перерождения юноши в волка и посвящения его в члены союза. Такие союзы молодых воинов и их «волчьи» занятия хорошо изучены для германской, индоиранской, греческой, латинской, скифской, а также балтской традиций. В былинной дружине богатыря-оборотня Волха Всеславьевича видны характерные черты «волчьего» союза молодых воинов. Это и возраст ее членов - «по пятнадцати лет», и обучение их «ко премудростям», и особенно их военные и разбойничьи занятия. (Ср.: "- Гой еси вы, дружина хоробрая! / Ходите по царству Индейскому. / Рубите старова, малова, / Не оставьте в царстве на семена, / ...А и ходят ево дружина по царству Индейскому, / А и рубят старова, малова»).



Характерно, что при завоевании царства Индейского Волх Всеславьевич и его дружина используют свою способность к оборотничеству. В легендах об оборотнях также одним из главных моментов является разбой людей-волков. Они нападают на домашний скот, причем не только в поле, но и в деревне. Говорится в легендах и о нападении оборотней на людей. Ясно выступает «волчье», разбойничье поведение и в приведенных выше текстах заговоров, произносимых при превращении человека в волка. Средневековый хронист Олаус Магнус в своей «Истории готов, шведов и вандалов» рассказывает о том, как уже в период средневековья члены балтских «волчьих» союзов, находясь в состоянии наркотического опьянения, занимались разбоем, нападали на поселения, грабили и убивали людей.

Во многих легендах об оборотнях бросается в глаза сопряженность превращения юноши в волка со вступлением в брак и началом брачной жизни. Часто рассказывается о превращении в волков целого свадебного поезда. В «инициационных» сказках, как правило, события, повествующие об инициации героя, предшествуют его женитьбе. Исследователи отмечают, что «имеется прямая связь в славянской и балтской традициях между свадебным ритуалом и ликантропией». Такая связь объясняется, по нашему имению, тем, что члены мужских «волчьих» союзов умыкали девушек, которые жили с ними в мужских домах и с которыми они позже вступали в брак. Умыкание девушек членами юношеских «братств» и проживание их в мужских домах сохранялось у некоторых народов Индии до недавнего времени.

Определенные пережитки добрачной свободы молодежи, сопряженные с существованием парубоцких и дiвоцьких громад (совместная ночевка в общем помещении и пр.), у украинцев, а также у южных славян свидетельствуют о существовании данного обычая у наших предков в далеком прошлом. Брак умыканием вообще был одной из самых распространенных форм брака у древних индоевропейцев. Причем эта форма брака, как показывают исследования лингвистов, связывалась с «людьми-волками». В частности, существовала формула «быть волком», что означало «особый юридический статус при брачном обряде похищения женщины». «Повесть Временных лет» свидетельствует о распространении этого обычая и у древних славян. Типичную картину захвата женщин членами «волчьего» союза мы видим в былине о Волхе Всеславьевиче. Здесь дружинники Волха, рубя «старова, малова, / А и только оставляют по выбору / Душечки красны девицы». «А и те ево дружина хоробрая / И на тех девицах переженилися».

На бытование в прошлом умыкания женщин членами «волчьих» союзов указывает уже упоминавшееся название шафера со стороны жениха «волком», сохранившееся в среднерусских говорах. Об этом же свидетельствует и украинское поверье, согласно которому боярин со стороны жениха часто является вовкулакой, а также то, что особая угроза жениху превратиться в волка существует, когда невесту берут из другой деревни. (Ср. заговор примака из Прионежья: «Я иду, зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый; я есть волк, а вы есть овцы мои»).

продолжение в следующем сообщении


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Понедельник, 14.01.2019, 13:57 | Сообщение # 4
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5249
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
продолжение



Вопрос о божестве-покровителе инициаций и «волчьих» союзов весьма сложен. В качестве такового у древних индоевропейцев выступал бог-воитель. Но у разных народов были разные божества-покровители. У индоиранцев, например, это был громовержец, у германцев - бог загробного мира Водан (Один). Р. Рейдли, специально изучавший вопрос о покровителе инициаций у балто-славян, считает, что это мог быть и Перун/Перкунас, и Велес/Велняс. Действительно, если рассматривать фольклорный материал, в том числе легенды об оборотнях, то в большинстве случаев в качестве хозяина волков, «волчьего бога» выступает св. Юрий (Георгий), заменивший, как известно, древнего громовержца Перуна. Кстати, св. Георгий являлся покровителем инициационных союзов у осетин. Но, во-первых, св. Юрий заменил после христианизации не только Перуна, а в какой-то мере и Белеса, и во-вторых, покровителем волков, в частности, в ряде регионов Украины, считался св. Николай, ассимилировавший и заменивший (наряду с Власием) Велеса (заметим, что по одному украинскому поверью, вовкулакой человек становится в день св. Юрия, а в человека опять превращается на Николу зимнего) [79]. Р. Рейдли также больше склоняется к мысли, что покровителем древне-славянских инициаций выступал Белее.

Поскольку для инициаций была характерна ритуальная смерть посвящаемых и пребывание в потустороннем мире с последующим превращением их в волков (хтонических животных), можно предположить, что роль покровителя выполнял Велес. Как известно, именно с ним связывается способность к оборотничеству, он выступает божеством потустороннего мира. В то же время и роль громовержца Перуна в ходе мужских инициаций древних славян вполне очевидна. В частности, в ходе инициаций, как свидетельствует анализ сказок, реализовывался так называемый «основной» миф о поединке громовержца (Перун) и его змеевидного врага (Белес). Былинный Волх также реализует тему и Змея-Велеса, и его противника Громовержца. На это же указывает и образ «волчьего бога» св. Юрия - Перуна. Можно предположить, что Велес выступал покровителем на первом этапе инициации, во время которого происходило ритуальное перерождение инициируемых в волков. Возможно, совершалось символическое проглатывание их Змеем - Велесом, о чем свидетельствует материал «инициационных» сказок (см. выше). Проводили инициацию жрецы культа Велеса, принимавшие эстафету от жриц Мокоши, встречавших инициируемых в лесу. Велес вообще является «жреческим» богом, носителем жреческих функций и достоинств. Роль жрецов в обряде инициации в какой-то мере видна из фольклорных образов врожденных оборотней, которые могут не только сами превращаться в волков, но и превращать других. Свойства таких жрецов присущи образам Волха Всеславьевича, Вольги и Всеслава Полоцкого. Вместе с тем можно допустить, что покровителем «волчьих» союзов, объединявших молодых воинов, главным занятием которых была война, выступал уже бог-воитель Перун.

После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены «волчьих» союзов доказывали свою силу и мужество, они, по-видимому, проходили заключительные обряды инициации - возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены. Ритуалы реинкорпорации юношей-»"волков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т. е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов. Этнографические материалы свидетельствуют об этом достаточно убедительно. Так, смена имени в ходе инициации характерна не только для первобытных народов, но и для славян и их соседей в историческое время. В частности, украинские, чешские, польские, а также западноевропейские цеховые ремесленники в период средневековья проходили особый обряд переименования, имитировавший церковное крещение новорожденного...

Тексты легенд содержат указания именно на перерождение оборотней в людей. Так, часто орудиями превращения оборотня в человека выступают хомут и ухват. В этой операции участвует и мать оборотня. Как известно, ухват, через который должен прыгать превращаемый, является чисто женским атрибутом, а хомут, сквозь который надо пролезть, чтобы стать человеком, выступал эквивалентом детородного органа. При превращении волков-оборотней в людей с них снимают волчьи шкуры, развязывают «волчьи пояса» и затем одевают в новые человеческие одежды, в частности в рубаху...

В заключение отметим, что многие высказанные положения являются весьма гипотетичными. В связи с этим автор видит смысл статьи как раз в постановке вопросов, а не в их окончательном разрешении. Дальнейшие исследования данной проблемы позволят уточнить, дополнить, конкретизировать и исправить как общую картину древнеславянских инициаций, так и реконструкцию отдельных ритуалов и их компонентов.

- - -

Автор статьи - Василий Григорьевич Балушок - ученый-этнолог, кандидат исторических наук, сотрудник государственного научно-исследовательского Института искусствоведения, фольклористики и этнографии Национальной академии наук Украины. Статья опубликована в «Этнографическом обозрении», №4 за 1993 год.

(источник - https://vk.com/page-53947527_46876971)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Форум "Canids World" » Новости » Новости о волках » Археологи нашли новую стоянку воинов-волков бронзового века
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011