[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ева  
Форум "Canids World" » Волки в искусстве и истории » Волки в истории и мифах » От истории к легендам
От истории к легендам
Ардео ♀Дата: Четверг, 10.03.2011, 19:02 | Сообщение # 1
Шерстяной мохнатый бро
Группа: Администратор
Сообщений: 16766
Регистрация: 18.02.2011
Статус: Не в сети
Репутация: 339
Люди никогда не относились к волкам безразлично: светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и ночная охота, острые клыки и страшный, леденящий душу вой — все это породило множество легенд и предрассудков, которые восходят иногда к самым истокам времени. Волкам принадлежит важное место в истории и мифологии.

Волки и война
Воинственные народы преклонялись перед могуществом и ловкостью волков. Некоторые галльские воины украшали свои шлемы волчьими головами, которые были символами силы и мужества. Легенда о Нибелунгах повествует о том, как германские воины зажаривали мясо волка и питались им, чтобы таким способом перенять качества этого зверя. В скандинавской мифологии, где всячески превозносятся воинские доблести, волки занимают особое место: они привлекают человека и одновременно внушают ему страх. Когда бог войны и мудрости Один проводит совет богов, два больших послушных волка лежат у его ног. Один покорил их, они символизируют его могущество. Напротив, гигантский волк Фенрир остается необузданным и неукротимым, являясь воплощением неистовства, дикости, разрушения.
Бог войны Марс, который послал волчицу на помощь близнецам Рому-лу и Рему и тем самым благословил основание Рима, становится покровителем этого города. Марс был изначально богом природы и молодости. Каждый год в тот месяц, который носит его имя, жители соседних с Римом городов устраивали торжества в честь Марса и благодарили его за помощь в обновлении природы. Во время этих праздников «благословения весны» избирались молодые люди, которым было предначертано искать счастья в далеких краях. Они уходили из своего города, и путь им указывали два других существа, связанных с богом Марсом,— зеленый дятел и волк. Весна была тем временем года, когда воины покидали зимние поселения и начинали новые военные кампании. Марс и волк были покровителями всех воюющих — в гражданском платье и в военной форме. Кстати, волк наряду с конем, орлом и кабаном был одной из эмблем римского Легиона.
Всегда, во все времена волки ассоциировались с войнами. В XV веке был основан рыцарский орден, названный Орденом Волка. Начиная со средних веков до начала Нового времени жители Брюйера в Пикардии, организовавшие боевые отряды для защиты свободы и независимости своей коммуны, гордо именовали себя «волками Брюйера». Наконец уже в наше время немецкие солдаты, которые оккупировали Францию во время второй мировой войны, неоднократно сравнивались с волками. Что касается связи между волками и молодежью, она сохранилась в слове «волчата» — так называют юных скаутов.

Волк и свет
Как и все ночные звери, волки всегда были окружены ореолом таинственности и, как это ни парадоксально, часто прямо связаны с культами света или солнца. Может быть, причина тому — горящий волчий взгляд, способный светиться в темноте. Первые завоеватели Египта утверждали, что их вел за собой бог-волк, ставший впоследствии покровителем города Сиута, который греки назвали Лико-полисом (город волка). Этот бог, Упуат, имя которого по-египетски означало «тот, кто открывает дороги», стал впоследствии кормчим солнечного корабля в ночное время.
Древние греки считали, что волкам покровительствует солнечный бог Аполлон. Этих животных они приносили ему в жертву на алтарях храмов в его честь. Согласно легендам. Аполлон встречался с волками во время своих странствий на далекий Север.
Таким образом, для этих двух средиземноморских народов волк воплощал не ослепительный свет, а скорее тревожный и холодный свет зимы. В древнегреческом языке слова «волк» и «свет» были очень близки. Например, когда к имени бога Аполлона добавляли «Ликейский», это могло означать и «бог света», и «бог, уничтожающий волков». Точно так же имя галльского бога света Белена соотносится со словом «Ые(8», что на языке кельтов означало «волк».

Легенда об основании Рима
Ромул и Рем были детьми бога Марса и жрицы Реи Сильвии, племянницы царя Альбы. Этот царь, узурпировавший трон, боялся, что будет в свою очередь свергнут Ромулом и Ремом. Поэтому он велел бросить их в корзине в Тибр, но посланная Марсом волчица подобрала их у подножия холма Налатин и выкормила. Позднее их обнаружил пастух.
Узнав в конце концов тайну своего рождения, Ромул и Рем убили узурпатора и восстановили на троне законного царя. Потом они решили основать город у подножия холма Палатин, там, где их спасла волчица. Чтобы узнать, кому из них двоих быть царем, близнецы стали наблюдать за полетом птиц: жребий пал на Ромула. Пока тот рисовал на зем.ге очертания будущего города, Рем из зависти наступил сверху на эти символические границы. Ромул сразу же убил своего брата, чтобы наказать его за нарушение священных пределов города, которому он дал свое имя: Рим.


Еле-еле отбился от стаи волков. Потом передумал и прибился снова.
 
Ардео ♀Дата: Четверг, 10.03.2011, 19:03 | Сообщение # 2
Шерстяной мохнатый бро
Группа: Администратор
Сообщений: 16766
Регистрация: 18.02.2011
Статус: Не в сети
Репутация: 339
Проклятый волк
Вместе с тем чаще всего в легендах волк изображается как извечный враг человека и домашних животных. В Европе волки наряду с медведями считались самыми грозными и коварными хищниками, но волки были более многочисленны, а стало быть, и более опасны, чем медведи.
В Греции пастухи древней Аркадии почитали богиню охоты Артемиду, называли ее подчас Артемидой Ликок-тоной (убивающая волков) и просили ее защитить стада. В той же местности высится гора Ликей, обязанная своим названием волкам, которые водились в изобилии на его лесистых и богатых дичью склонах. Там родилась и легенда о Ликаоне, мифическом царе, за людоедство превращенном Зевсом в волка.
Согласно библейским текстам, Бог создал всех хищников, населяющих Землю, чтобы наказать нечестивых людей. На жителей Иерусалима, которые отказывались принять истинную веру, он наслал «волка из пустыни», чтобы их уничтожить. Позднее католическая церковь попыталась вновь воспользоваться этим объяснением. В XVIII веке католические священники утверждали, что Зверь, опустошавший Жеводан, был послан Господом в наказание безбожникам и нечестивцам.
В то же время для сельских жителей волк был скорее посланником Дьявола, его олицетворением. Как заблудшая овечка становится добычей волка, так и христианин-отступник становится добычей Сатаны. Как и Дьявол, волк постоянно испытывает ненависть к роду человеческому... Как можно прочитать в средневековом бестиарии, «светящиеся в темноте глаза волка — это творения Дьявола». В ту же эпоху актеры, исполнявшие роль Дьявола в спектаклях, одевались в волчьи шкуры. Считалось, что Дьявол любит принимать обличье волка, когда приходит в наш мир строить злые козни против людей.
Таким образом, на протяжении веков волк оставался проклятым зверем, с которым люди боролись подчас с помощью молитв и магических формул.

Предвестник бедствий
Частые появления волков в какой-то местности нередко совпадали со страшными бедствиями — голодом, эпидемией, войной.
Когда выпадала особенно длинная и холодная зима, когда урожай был скуден, то от этого страдали все — и люди, и животные. Опустошив леса и изрядно оголодав, волки подходили тогда к деревням; у людей ослабленных и зачастую больных не хватало сил с ними бороться. Страшной зимой 1709 года, которая унесла много тысяч жизней, факты нападения волков на людей отмечались по всей Франции. В восточных районах люди вынуждены были жечь костры, чтобы ночью держать волков на удалении.
Во время войн также создавались условия, при которых волки плодились в большом количестве. Людям было не до охоты, и стаи волков бродили по следам армий, питаясь мясом лошадей и телами воинов, сраженных на поле брани. Во времена царствования Людовика XIV, когда в Лотарингии вспыхнула война, в окрестностях Нанта убили триста волков, чтобы положить конец их дерзким нападениям на людей. Один из последних случаев массового размножения волков во Франции приходится на время первой мировой войны: в 1918 году в службы префектуры поступили сообщения о 88 убитых волках.

Верования и предрассудки
В деревнях появление волков считалось дурным предзнаменованием. В отличие от древних греков, римлян или скандинавов, для которых встреча с волком была добрым знаком, наши предки опасались ее как страшного бедствия. «Когда говоришь о волке, видишь его хвост»,— утверждает французская народная мудрость, запрещающая произносить имя этого зверя из страха навлечь несчастья. В прошлом веке, если рыбак на бретонском корабле начинал говорить о волке, капитан спешил вернуться на берег, убежденный в том, что эта неосторожность повлечет за собой кораблекрушение! Полагали также, что дыхание волка и его плоть ядовиты из-за того, что тот питается, как считалось, насекомыми и змеями. «Он видел волка»,— говорили об охрипшем или потерявшем голос человеке, потому что верили в способность волка лишить голоса того, в чью сторону он направляет свое отравленное дыхание.
Чтобы защитить себя от этого зверя, люди прибегали к магическим формулам и заклинаниям. Крестьяне прибивали к воротам стойла или овчарни лапы волков, чтобы отпугнуть их сородичей. Иногда они на дереве подвешивали волка, которого только что убили или поймали в капкан. В деревнях встречаются перекрестки «Повешенного волка», которые напоминают об этой традиции. Пастухи читали «молитвы о волке» — своеобразные песнопения, призванные защитить их стада. В Солоне старались не считать овец по пятницам — в злополучный день. Другие, наоборот, раз в год приносили в жертву волкам одного ягненка, полагая, что таким образом выплачивают оброк, способный умилостивить волков. Из-за своего имени святой Лу, епископ Санса в XVII веке, стал покровителем пастухов и даже защитником баранов: он раздавал беднякам «пирог святого Лу», который, как говорили, избавлял их детей от страха. По иронии судьбы волчьи зубы тоже использовались как амулеты, чтобы рассеять ночные страхи, не дававшие детям уснуть.


Еле-еле отбился от стаи волков. Потом передумал и прибился снова.
 
Ардео ♀Дата: Четверг, 10.03.2011, 19:03 | Сообщение # 3
Шерстяной мохнатый бро
Группа: Администратор
Сообщений: 16766
Регистрация: 18.02.2011
Статус: Не в сети
Репутация: 339
Колдуны и оборотни
Покорить волков и заставить их повиноваться считалось колдовством. В деревнях верили в существование людей, способных навязать свою волю этим хищникам, пользующимся репутацией неукротимых. Этих людей звали «вожаками волков». Люди опасались докучать им из страха, как бы они не направили свою стаю в овчарню! Эти «вожаки», которые жили чаще всего на околице, были угольщиками или пастухами, одинокими и нелюдимыми. В Жеводане многие считали, что страшный зверь, который опустошил целый край в XVIII веке, подчинялся Антуану Шастелю, странному и опасному человеку; или по крайней мере Шастелю этот волк был хорошо знаком. В XIX веке писательница Жорж Санд слышала в своем родном краю Берри историю о вожаках волков, рассказанную столь серьезными людьми, что она и не знала, что думать!
На самом деле, волки — это хищники, которые отличаются независимым характером, плохо переносят неволю и с трудом поддаются дрессировке. В цирке волки участвовали в боевых спектаклях (их натравливали на медведей), но потом это кровавое зрелище было, к счастью, запрещено.
Что касается оборотней, они вызывали куда больший страх, чем настоящие волки. Это были люди, обреченные, согласно поверью, рыскать ночами по лесам в волчьем обличье. Считалось, что это проклятие распространяется на преступников, служащих Дьяволу.
Чтобы их излечить, необходимо было заставить их признаться в содеянном и ранить освященной пулей. Это поверье о превращении людей в волков было распространено не только в народной среде: вплоть до XVII века представители церкви и ученые считали это возможным. К несчастью, существовали также люди, страдавшие особой разновидностью безумия, названной «ликантропией», или «волчьим безумием»: их преследовали галлюцинации, вызванные в основном голодом, они принимали себя за волков и страдали приступами ярости, опасными для окружающих. Так из причудливого переплетения вымысла и реальности возникали легенды.

Источник: arcticwolf.narod.ru


Еле-еле отбился от стаи волков. Потом передумал и прибился снова.
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 31.07.2022, 17:21 | Сообщение # 4
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243


Александр Дюма, падкий до наград, в 1839 году узнал, что его соотечественник, художник Орас Верне, совершил путешествие по России и был за свои живописные работы удостоен ордена Станислава II степени.

Ясное дело, что ему тоже захотелось припасть к этому источнику. Самое интересное, что ему пошли навстречу: «Орден, пожалованный его величеством, будет куда виднее на груди Дюма, чем на груди любого другого французского писателя».

Обнадёженный Дюма посылает Николаю I рукопись своей пьесы «Алхимик». Причём подписывается с толстенным намёком: «Александр Дюма, кавалер бельгийского ордена Льва, ордена Почетного легиона и ордена Изабеллы Католической». Дескать, не худо бы к этому ряду добавить ещё и русский орден.

Однако резолюция Николая I была неутешительной: «Довольно будет перстня с вензелем».

Раздосадованный Дюма этого так не оставил и уже в следующем году опубликовал роман «Учитель фехтования», где рассказал историю декабриста Ивана Анненкова и последовавшей за ним в каторгу и ссылку француженки Полины Гебль, ставшей в замужестве Прасковьей Анненковой.

Стрела попала в цель — русский император отлично всё понял, и роман в России был запрещён. Что пошло Дюма только на пользу — запретный плод сладок, и очень скоро роман прочитали все. А кто не прочитал, был ознакомлен с его содержанием.

Не обошла эта участь и прототипов романа. Потом, во время своего путешествия по России, Дюма в Нижнем Новгороде встретится с семейством амнистированных Анненковых, о чём и написал в самых восторженных тонах: «Эти два имени заставили меня вздрогнуть, у меня вырвался крик удивления, и я очутился в объятиях супругов…»

Может, объятия и были. Но здесь надо отдать должное вежливости супругов Анненковых — правила русского гостеприимства не позволяли ославить гостя безответственным фантазёром, а то и похуже.

Потом в своих воспоминаниях Прасковья Анненкова напишет: «Я хочу прекратить толки людей, не знавших правды, которую по отношению ко мне и моей жизни часто искажали, как, например, это сделал Александр Дюма в своей книге…

Вопреки уверениям Александра Дюма, который в своём романе говорит, что целая стая волков сопровождала меня всю дорогу, я видела во всё время моего пути в Сибирь только одного волка, и тот удалился, поджавши хвост, когда ямщики начали кричать и хлопать кнутами».


(источник - https://aif.ru/culture....text%3D)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 21.05.2023, 16:34 | Сообщение # 5
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Историко-мемориальный комплекс «Искер» — памятник федерального значения, находится на 19 километре автодороги «Тобольск-Байгара». Именно здесь был древний город Искер, который являлся столицей Сибирского ханства.

История

Город Искер являлся столицей Сибирского ханства с конца XV века и до начала XVI столетия.

Впервые город упомянут в 1367 году на карте братьев Франциска и Доминика Пиццигани под названием Sebur, а через 8 лет под тем же названием указан в Каталонском атласе.

1582 год, — после поражения сибирского войска в битве при Чувашском мысу, Искер занял Ермак. Сам хан Кучум и жители города спешно сбежали в ишимские степи.

После гибели Ермака в городе вновь пыталась утвердиться династия тайбугинов в лице Сейд Ахмеда (Сейд Ахмат, Сейтек, Сейдяк), которая заручилась поддержкой у Казахского ханства. Но после пленения в 1588 году в Тобольске Сейд Ахмеда и «царя Салтана» (казахского царевича Ураз-Мухаммеда) Кашлык пришел в запустение, и стал разваливаться, отчасти подмываемый рекой Иртыш.

Легенда

Существует история о конце правления хана Кучума и его несметных богатствах… На закате правления хана в конце 1580-х годов дошла до него весть, что на острове у слияния рек Иртыш и Тобол происходят странные вещи. Говорили, что из воды выходил на остров белый волк и черная собака, и яростно вступали в схватку. Побеждала чёрная собака, несмотря на то, что она уступала ростом и мощью сопернику. Толкователи объяснили Кучуму, что белый волк – он сам, а чёрная собака – русские воины, которые придут вскоре на сибирские земли и захватят их.

Кучум разозлился, приказал казнить толкователей, но поверил им, — покинул город Искер, ушел вместе со своими подчиненными и сокровищами.

Есть версия, что его путь шёл через Новосибирскую область, и там, у поселения Чёмы, среди непроходимых болот, он спрятал свои несметные богатства на острове Золотой Рог. И сокровища до сих пор не найдены…

(источник - https://nashural.ru/dostopr....er)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Форум "Canids World" » Волки в искусстве и истории » Волки в истории и мифах » От истории к легендам
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011