[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Анубис  
Форум "Canids World" » Другие псовые » Разновидности псовых » Эфиопский шакал (Canis simensis)
Эфиопский шакал
Ардео ♀Дата: Вторник, 29.01.2013, 18:36 | Сообщение # 1
Шерстяной мохнатый бро
Группа: Администратор
Сообщений: 16766
Регистрация: 18.02.2011
Статус: Не в сети
Репутация: 339


Эфиопский шакал (лат. Canis simensis) — один из редчайших видов в семействе псовых. В литературе этого хищника называют также эфиопским волком, эфиопской или сыменской лисицей, эфиопским чепрачным шакалом. Подобное разнообразие названий стало следствием продолжительных сомнений относительно происхождения и систематического положения животного. Однако, сейчас эфиопского шакала окончательно отделили от лисиц и отнесли к роду Canis. Недавние молекулярно-генетические исследования доказали, что эфиопский шакал происходит от волка обыкновенного. Таким образом, эфиопский шакал — единственный представитель настоящих собак (т. е. рода волков) в Африке южнее Сахары, так как гиеновидная собака выделена в отдельный род в семействе псовых.

Внешний вид:
Эфиопский шакал — длинноногое и длинномордое животное; его облик более-менее типичен для семейства псовых; окрас тёмно-рыжий, со светлым (часто белым) горлом, грудью и внутренней стороной конечностей, а у некоторых особей бывают светлые пятна и на других участках тела; задняя сторона ушей и верх хвоста — чёрные. Масса самцов составляет в среднем 16 кг, а самок — 13 кг. Высота в плечах — около 60 см.

Распространение и образ жизни:
Ареал эфиопского шакала разорван на семь отдельных популяций: пять на север от Эфиопского рифта, и две наибольших — на юг (вся территория Эфиопии. Между волками, обитающими на разных сторонах долины Рифта, есть комплекс незначительных, но устойчивых различий. Таким образом ареал разделён на две практически изолированные части на протяжении части Плейстоцена.
Эфиопский шакал экологически высоко специализирован: обитает только на безлесных территориях на высоте 3 000 метров и выше, в зоне альпийских лугов; ниже, в свойственном этому району Африки жарком климате эти звери жить не могут.
Этот вид территориальный и моногамный. Молодые звери обычно остаются в местах своего рождения, объединяясь в стаи по 2—8 особей. Самки покидают территорию, на которой родились раньше самцов, и, таким образом наблюдается численное превосходство самцов над самками.
Около 95 % рациона этих хищников составляют грызуны. Они охотятся на гигантского африканского слепуна, вес которого может достигать 300—900 грамм, и иных представителей семейства Bathyergidae; а также на меньших крыс и разные виды мышей. Изредка эфиопские шакалы ловят зайцев, мелких антилоп, или детёнышей антилоп крупных видов, таких как горная ньяла. Добычу выслеживают на открытой местности, при охоте незаметно подкрадываются, пока не окажутся на расстоянии финального броска (5—20 метров). Также могут выкапывать добычу из земляных нор, или изредка подбирают падаль. Случаи охоты на домашний скот чрезвычайно редки. Народ оромо на юге Эфиопии называет этого зверя «лошадиным шакалом», из-за его повадки сопровождать беременных кобыл и коров, чтоб после родов съесть выброшенную плаценту.
Эфиопский шакал - хищник дневной, что достаточно необычно для хищников этого рода.

Размножение:
Спаривание происходит сезонно, в августе-сентябре, потомство рождается через два месяца. В выводке насчитывается от двух до шести щенков, которых кормят все члены стаи. В стае размножается обычно только альфа-пара (вожак со своей самкой). Молодёжь начинает передвигаться со стаей с шестимесячного возраста, но полностью взрослыми становятся лишь в два года.

Экология и охрана:
Из всех семи популяций только одна, в горах Бале, насчитывает более 100 особей; общая численность вида составляет примерно 600 взрослых особей. Наиболее мощные факторы, угрожающие существованию вида — очень узкий ареал (только альпийские луга с прохладным климатом, площадь которых сокращается благодаря глобальному потеплению), занятие подходящих для охоты территорий под сельское хозяйство, а также болезни, которыми волки заражаются от домашних собак: так, в 1990 году эпидемия бешенства сократила наибольшую популяцию (в национальном парке «Горы Бале» с 440 до менее 160 особей меньше чем за неделю. Интересно, что этот парк был создан в 1970 году именно для охраны эфиопского шакала и горной ньялы. Несмотря на то, что эфиопского шакала называют сыменской лисицей, в горах Сымен его популяция ничтожна.
Эфиопский шакал занесён в Красную книгу, как вид, находящийся под угрозой; в неволе по состоянию на 2003 год ни одной особи не содержалось.
Представители народности оромо, на чьих землях эфиопский шакал в основном и живёт, особенной враждебности к нему не питают - конечно, при условии, что зверь не беспокоит их стада. Что касается других этносов, то они время от времени на эфиопского шакала охотятся, поскольку приписывают его печени целебные свойства.

Источник: ru.wikipedia.org


Еле-еле отбился от стаи волков. Потом передумал и прибился снова.
 
Астильба ♀Дата: Понедельник, 12.08.2019, 21:01 | Сообщение # 2
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5296
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Василий Песков. Умница и красавец ("Комсомольская правда", 21 июня 2001)



Как ни странно, под таким заголовком речь пойдет о шакале. Слово «шакал» в приложении к человеку ругательно-оскорбительное. В африканских деревнях шакалов тоже не любят: стянет все, что плохо лежит. Но каков он в дикой природе?

Вот он стоит в стороне от дороги. Бежал, лишь косо поглядывая в нашу сторону. Мы остановились, и он тоже. А когда я из люка стал махать кепкой, заинтересовался: что это значит? Ему важно определиться, как относиться ко всему новому.
Это красавец, похожий одновременно на нестарого волка и на лисицу. Большие уши - торчком. Внимательные глаза. Для лисицы он слишком поджарый - стоит на тонких длинных ногах. Но морда лисья, лукавая. И хвост тоже лисий - пушистый, с черным концом. Подборист, строен, можно сказать, изящен. Окраска рыжая, а по спине от головы до хвоста тянется что-то вроде черной накидки с серебряной проседью - чепрак. Эту породу зверей из семьи псовых называют чепрачный шакал... Мы поехали, и он побежал, удаляясь от пыльной дороги в сторону синевшей Килиманджаро.

Живет чепрачный шакал в Африке не везде. В восточной части континента и в южной - в сухих саваннах почти у края пустыни - это обычный зверь. Вынослив - при жаре по нескольку дней обходится без воды и, где бы ни оказался, везде найдет что положить на острый зубок. Он очень хороший охотник, с абсолютным чутьем, слухом и зрением. Уши у него так велики, что впору вспомнить пустынного фенека - рекордсмена по величине ушей. Шакал зорок - издалека видит добычу и следит за высоким полетом птиц-падальщиков и за всем, что может указать ему место поживы. Он не чурается падали, но она - лишь часть из всего, что поглощает этот, возможно, самый всеядный хищник. Охотясь, шакал выбирает жертву себе по силам. У рожающей антилопы сожрет он плаценту, попутно может утащить еще не окрепшего малыша. Из взрослых ему по силам только антилопа томми и крошка (много меньше самого охотника) антилопа дик-дик. Охотятся шакалы в одиночку либо семейными парами. Но, объединяясь в стаю, решаются нападать на антилоп крупных, почему-либо отставших от стада. Неутомимо шакалы гонят и гонят жертву, пока в изнеможении она станет. Шакалы хорошо знают уязвимое место копытных - сухожилья на задних ногах. Повредив сухожилья, шакалы в конце концов заставляют лечь антилопу, и тут волчий укус в шею все и решает. (Коллективная охота вдвое повышает шансы шакалов отведать свежего мяса.) Добычу звери начинают немедленно с жадностью рвать, знают: очень скоро к этому месту сбегутся, слетятся их более сильные конкуренты - львы, гиены, птицы-стервятники. Насытившись, стая прячет мясо в укромных местах про запас.
Но такие охоты - редкость. Чаще шакал охотится в одиночку. Выследив семью гепардов, он улучает момент, когда взрослый зверь отправляется на охоту, и уносит еще слабого малыша. Ловит он все, что в силах поймать: на мелководье охотится за рыбой, хватает лягушек и головастиков, ловит ящериц и даже ядовитых змей, опустошает птичьи гнезда, на лету ловит жуков и бабочек, ест саранчу, выковыривает земляных червей, сует в норы удлиненную морду - добирается до полевок. Мышей, кузнечиков и жуков на земле шакал ловит так же, как ловит их наша лисица, - дугой подпрыгивает и накрывает добычу. Его жертвами часто становятся зайцы, крысы, ежи. Проследив внимательно, где опустилась птица в траву, он так искусно и тихо крадется к этому месту, что иногда успевает сцапать птицу на взлете. Оголодав, он слизывает термитов, жует траву, ест грибы, ягоды и плоды, обнаружив страусиные яйца, шакал ухитряется разбить их прочную, как фаянсовая тарелка, скорлупку. Все хищные звери и птицы - охотники первоклассные, но шакал превосходит всех в ловкости, сообразительности, храбрости. Иногда он прикидывается мертвым, привлекая к себе внимание намеченной жертвы, сам же ловко увернется от каждого, кто может на него покуситься.

Шакал живет в среде многоликой. Он хорошо знает, с кем и как надо себя вести. Вот он услышал ночью - охотятся львы. Сейчас же в ту сторону! Прибегает, когда сильные звери уже пируют. Следом за ним сюда же бегут гиены. Шакал хорошо понимает: силой тут ничего не добьешься, но ловкостью можно. Львы не терпят рядом гиен, а к шакалам относятся снисходительно и, как утверждают, даже готовы им что-то по мелочи уступить.

Львы ленивы и благодушны. Наевшись, любят сладко поспать. В это время львы никому не страшны. Шакалы же вьются около сытого льва, как будто прибежали навестить доброго дядюшку.

В благодарность лев от шакала ничего не получит. Дожив до старости (тринадцать-четырнадцать лет), дряхлый повелитель саванны из прайда изгоняется более молодыми самцами. Старик охотиться уже не способен, лежит исхудавший, беспомощный, в ожидании смерти. И она прибегает в образе ловких, шустрых зверей. Являются ими шакалы. Ничего странного в этом нет - у дикой природы свои правила и законы. Некоторые африканские племена не хоронят умерших - просто уносят их за деревню и оставляют на ночь в степи. Утром в травах находят лишь кости. Это ночная работа гиен и шакалов.

С птицами-падальщиками у шакалов особый союз. Они внимательно наблюдают за пареньем стервятников в небе. И если грифы вдруг начинают снижаться в какое-то место, без промедленья бегут туда же, понимая, что птицы обнаружили сверху добычу. Грифы тоже следят за шакалами и, если видят: шакалы целенаправленно куда-то спешат, то, значит, почуяли мертвечину.

Возле добычи обычно свалка. Все - птицы, гиены, аисты, марабу и шакалы - возможно скорее стремятся насытиться. Сильнее всех тут гиены. Птиц-стервятников они расталкивают, а, наевшись, иногда хватают какую-нибудь на десерт. Поведенье шакалов иное. В этой свалке они не могут никого одолеть, но выхватить из клюва стервятника кусок мяса умеют и делают это с виртуозным изяществом.
В отличие от многих других зверей шакалы отваживаются заглядывать в деревни - уносят козлят, подобно лисам, любят курятники. А у селений скотоводов-масаев шакалы нередко живут «легально», пробавляясь разного рода отходами, делаются почти ручными и не преследуются людьми.

Интимная жизнь шакалов тоже прослежена. В отличие от собак они, как волки, образуют семейные пары и остаются друг другу верными до конца жизни (живут, как и львы, тринадцать-четырнадцать лет).

У пары шакалов есть своя территория. Они метят ее мочой и запахом для этого служащей железы. Против пришельца на «застолбленном» участке самец-шакал яростно ополчается. Чаще всего дело до грызни не доходит. Пришелец убирается восвояси, а самка разъяренного избранника успокаивает - начинает его вылизывать, пока и он, лизнув подругу в ответ, не задремлет.

Щенята (до семи - девяти) у чепрачных шакалов рождаются в норах. Родители сами их роют или занимают чью-нибудь старую. Воспитанием малышей занимаются оба шакала - кормящая самка остается в норе, самец же неутомимо носит семейству еду. В жизни шакалов это очень напряженный момент. Если один из родителей погибает - потомство обречено. Но есть механизм выживания, позволяющий пережить это трудное время. Вблизи родителей держатся молодые шакалы из предыдущего выводка. Они уже умело охотятся и вместе с отцом носят в норы еду, следят за младшими братьями, когда те беспечно еще играют возле жилища.

По мере роста молодняка родители переводят его в более просторные норы. Переселения эти опасны. Шакалы могут отогнать гиену, заприметившую выводок, но бессильны против крылатых хищников, мгновенно хватающих молодняк. Тут «старшеклассники» тоже выступают помощниками родителей. Прослежено: если пара шакалов растит потомство без помощи старших детей, из выводка до самостоятельной жизни из четырех-пяти малышей доживает только один, а при помощи старших братьев - три.

Игра у норы - главная школа жизни молодняка. Шакалята треплют друг друга за уши, играют с материнским хвостом, ловят жуков и бабочек. В возрасте шести месяцев это уже способные к самостоятельной жизни звери.

На сцене дикой природы шакал не очень заметный герой. Но для нас этот зверь своим обликом, образом жизни и поведением интересен. А в сложном узоре жизни «щеголь саванны» вместе с гиеной играет важную роль санитара - предупреждает болезни, стимулирует появленье на свет потомства у самых сильных, самых приспособленных к жизни.

(источник - https://africana.ru/konkurs/raboti/Peskov/010621_shakal.htm)


«Чаи горячие гоняю
Шуршу конфеткою с утра
Запасы на день пополняю
Добра.»©
 
Форум "Canids World" » Другие псовые » Разновидности псовых » Эфиопский шакал (Canis simensis)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011