[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ева  
Форум "Canids World" » Волки в искусстве и истории » Волки в истории и мифах » Символ волка
Символ волка
Ардео ♀Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 21:00 | Сообщение # 1
Шерстяной мохнатый бро
Группа: Администратор
Сообщений: 16766
Регистрация: 18.02.2011
Статус: Не в сети
Репутация: 339
В мифах, фольклоре и волшебных сказках волк олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником беспомощных созданий. Общим для многих мифологий Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени (а иногда и его близнеца) волчицей. Известно множество историй о волках-прародителях: римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; древнеиранская — о волчице, вскормившей Кира и т.д. У степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться волком или имеющим «голову (тело) волка».
Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина в скандинавской мифологии. В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях воины, отражая представление о волчьей стае как символе единой дружины, именовались волками и часто одевались в волчьи шкуры.
Символ волка связан и с нижним миром, в некоторых мифологиях он выступает как проводник душ.
В египетской мифологии бог в образе волка, Упуат, почитался как бог-проводник, разведчик, а также покровитель умерших. Его эпитет — «вожатый» («тот, кто ведет»). Упуата называли «первым бойцом Осириса» и иногда отождествляли с ним.
В греко-римской традиции волк (иногда хтонический, трехглавый) был посвящен Марсу (Аресу); он символизировал доблесть и служил предзнаменованием победы. Ромул и Рем, дети Марса и легендарные основатели Рима, были вскормлены волчицей. По преданиям, священные животные Марса — дятел, конь, бык и волк — вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений. С культом волка был связан и древнейший праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия, возможно связанный с обрядом инициации. Один из эпитетов Аполлона — Ликейский («волчий») — связывает его с волком или указывает на него как на защитника от волков.
В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде — он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена — Гери и Фреки — «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.
Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы — это Фенрир, скованный волшебными путами. Род Фенрира — «многих сыновей-великанов, все они видом волки» — породили великанша Ангрбода и ас Локи. Согласно пророчеству, последняя битва богов и следующая за ней гибель мира начинается с того, что на свободу вырываются хтонические животные. «И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба... И вот Фенрир Волк на свободе». В последней битве волк проглатывает верховного аса Одина. Лишь сын Одина Видар успевает отомстить за отца: чудесным башмаком он наступает Фенриру на челюсть и разрывает ему пасть. Здесь волк выступает символом хаоса и злого начала.
В христианстве волк — зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость свирепого зверя, как это сделал, к примеру, Франциск Ассизский, атрибутом которого стал волк. Такое представление основано на знаменитой истории о волке, на которого охотились жители Губбио, так как тот приносил огромный вред. Но встретивший его Св.Франциск Ассизский обратился к нему «Брат Волк» и защитил его как друга, который прежде не знал ничего лучшего.
В славянской народной традиции волку присуща хтоническая символика, в облике волка появляются умершие; в русских волшебных сказках волк может доставить героя в иное царство, он имеет отношение к подземным кладам.
В средневековой геральдике о волке упоминают в положительном смысле: «Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику».

Источник: www.newacropol.ru


Еле-еле отбился от стаи волков. Потом передумал и прибился снова.
 
Астильба ♀Дата: Вторник, 21.03.2017, 13:02 | Сообщение # 2
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Сердце волка хранит доблесть.

Главный символ аварцев — их флаг. Волк, держащий в лапах штандарт, оглядывается на полумесяц. «ВМ» узнала о глубинном смысле этой аварской символики.

Белый или серебряный волк на черном фоне — герб аварских ханов. Сейчас их древнее знамя хранится в музее Махачкалы.

— Изначально полотнище флага было черным, — рассказывает специалист по геральдике малочисленных народов Константин Кретовин. — Но сейчас иногда флаг изображается с красной или зеленой полосами.

Волк в аварской культуре — символ доблести и мужества. Его называют «божьим сторожем», у которого нет ничего, кроме его удали. И лишь она помогает ему найти добычу.

— Поверья приписывают чудодейственную силу некоторым частям тела волка, — продолжает Кретовин. — Например, сердце волка варят и во время особого обряда дают съесть мальчику, чтобы из него вырос сильный, смелый мужчина.

В сознании аварцев волк — царь зверей. Но часть аварцев те же свойства приписывает и другим животным.

— Иногда роль волка достается орлу или медведю, — продолжает Кретовин. — Но все-таки волк в аварской культуре по праву занимает центральное место.

(источник - http://vm.ru/news/362987.html)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Пятница, 24.03.2017, 09:22 | Сообщение # 3
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
У абхазов с древних времен существовали различные поверья и приметы, наблюдая за поведением животных, растений, природы в целом, они делали прогнозы на изменение погоды, сказала корреспонденту Sputnik фольклорист Эсма Тодуа.

Исходя из того, какой будет погода в день весеннего равноденствия 22 марта, в старину узнавали о том, какой будет погода летом. Считалось, что если в этот день шел дождь, то лето будет дождливым, если светило солнце, люди ждали засушливого лета", — добавила она.
Абхазы называют 22 марта "днем купания волка", отметила Эсма Тодуа.

"В абхазской мифологии существует культ волка. 22 марта он купается в реке, для того чтобы очиститься от всех грехов, которые совершил за год", — сказала ученый.

По словам фольклориста, наблюдения абхазов за тем, какой будет летняя погода в день "купания волка", существуют и по сей день.

"Это поверье существует и сегодня в селах республики, особенно среди людей старшего поколения. Этот день еще называют днем размежевания зимы и лета. У абхазов есть наблюдение, согласно которому приходом лета считается первый весенний гром", — подчеркнула Эсма Тодуа...

Народные приметы и поверья, которые стали частью мировоззрения абхазов, существуют и сегодня, не редки случаи, когда их предсказания становятся точными.

(источник - http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20160322/1017622859.html)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Вторник, 28.03.2017, 11:15 | Сообщение # 4
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Волки воют, заснуть не дают?.. Переверни подушку!

Сегодня, 28 марта, — Александров день, Никандр, лесное ухоженье.

День этот назывался лесным ухоженьем, потому что с особым уважением надо было отзываться о лесе, кормильце и поильце крестьян.

Закончив все свои дела во дворах и домах, люди шли к опушке леса, чтобы поклониться ему, принося в дар лесным духам немного алкоголя, молоко, хлеб и мед. Это все с поклоном складывалось на землю у какого-нибудь старого-престарого деревья со словами благодарности и просьбами, чтобы лес и в этом году был к людям милостив, а также произносили заговоры на то, чтобы не никто в лесу не плутал.

Однако в чащу леса в Александров день старались не ходить, потому как в северных районах страны заканчивались волчьи свадьбы, а там, где потеплее – начинали щениться волчицы, отчего волки были особо агрессивны. В народе знали, что если наткнуться в лесу на стаю волков в этот период, то ничем хорошим для человека, пусть даже он и самый замечательный охотник, это не закончится. Из-за воя волков в деревнях постоянно лаяли собаки, в связи с чем бытовала довольно странная примета: если эти звуки мешали спать и вызывали страх, то надо было просто перевернуть подушку другой стороной — и сразу после этого заснешь спокойным сном.

(источник - https://www.miasskiy.ru/volki-v....odushku)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Понедельник, 17.04.2017, 12:56 | Сообщение # 5
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
В древности у марийцев в вербное воскресение, утром происходил обряд изгнания волков, чтобы они не душили овец.

Изгоняли несколько деревень зараз, каждая — свой условленный участок пути. Изгоняемые брали по рябиновой дубинке и с криками: «Уходи, волк, уходи!» - шли по полям, били дубинками по пути всё попадавшееся, били до того, что дубинки обламывались. Гнали воображаемых волков в лес.

В 1845 г. в Казанской духовной консистории производилось дело крестьян села Арды из черемис крещёных Егора Спиридонова и других, всего 13 человек. Они обвинялись в том, что 18 марта 1844 г. (в Лазареву субботу) в доме крещёного черемисина Григория Михайлова рябиновыми прутьями и трещотками с криком били по полу и по стене, говоря, что изгоняют нечистого духа. Консистория постановила сделать [с. 187] виновным чрез священника внушение, чтобы они суеверие это оставили» [Рябинский 1900, с. 186-188].

(источник - https://7x7-journal.ru/post/93796)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Вторник, 18.07.2017, 16:12 | Сообщение # 6
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Почему большинство народов Кавказа трепетно относятся к волку.



Мужчина и волк. Что может быть у них общего? В представлении некоторых народов нашей страны — очень много! Изображение полулежащего волка с поднятой головой совершенно не случайно появилось в 90-е годы на гербе непризнанной Чеченской Республики Ичкерия.

На чеченских сайтах пишут, что вообще-то древнеримские знаменосцы переняли моду носить волчьи головы на шлемах после знакомства с нахами — предками вайнахов.

Насколько это соответствует действительности, пусть разбираются историки, но трепетное отношение к волку у большинства народов Кавказа очевидно.

Олицетворяющие силу лев или орел сражаются с более слабыми. А вот волк всегда идет на более сильного, чем он сам. Недостаток силы он компенсирует отвагой, дерзостью и ловкостью. Ночью волк бродит вокруг стада или рядом с аулом, презирая угрозу смерти. Попадая в беду, этот зверь умирает молча, не выказывая ни страха, ни боли. С древних времен и по сей день в представлениях горцев эти качества характера обозначают героя и достойны подражания.

«Короткоухий ты волк, волчий у тебя нрав» — такие ласковые слова горской девушки показывают высшую степень признания юноши и восхищения им.

Образ настоящего мужчины-воина настолько ассоциируется с образом волка, что это отразилось даже в пословице: «Волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца«. О мужчине, максимально проявляющем свои качества, чеченцы и ингуши говорят: «Он — геройский сильный волк«. Соответственно, и внешне идеальный мужчина должен быть как «поджарый волк«. Стоит ли удивляться, что мужская группа или военный отряд всегда сравниваются у этих народов с волчьей стаей?

Одно из чеченских поверий гласит, что когда наступит конец света, подует сильный ветер. Разрушатся горы, погибнут люди и животные. Лишь волк останется жив. Он смело повернется навстречу ветру. Ураган сорвет с него шкуру, и станет ясно, что это богатырь, который был в обличье животного и не понимал, кто он на самом деле.

Магические свойства имеют и части тела волка.

Чтобы ребенок рос отважным, ему давали съесть вареное сердце или печень волка.

У хевсуров долгожданного мальчика-первенца нарекали Мгелиа (волк). Считалось, что злые духи не могут причинить вреда человеку с таким сильным именем.

Когда у даргинцев рождался сын, то все приходившие по этому поводу в гости желали новорожденному стать волком или быть на него похожим. В речевых оборотах этого народа полно волчьих параллелей: «мужчина-волк», «вышел, словно волк», «он такой джигит отборный, что может огонь из волчьего глаза достать».

Мир волков и мир людей порой могут переплестись весьма причудливым образом.

Цезы полагают, что женщине опасно появляться одной вне селения еще и потому, что там она может невзначай встретить волка-одиночку, который, если возжелает, то заставит ее стать своей женой. Аналогичная история грозит и мужчинам при встрече с одинокой волчицей.

У осетин родоначальника эпических героев нартов зовут Уархага (волк), а имя нарта Уахта-нага переводится как «имеющий волчье тело». Согласно этому же эпосу, нарта Сослана закалили в молоке волчицы, и поэтому тело его было неуязвимо. У мегрелов героя эпоса зовут Гериа, а гери — это «волк» или «волчонок».

Словом, волк — весьма уважаемый зверь в представлении не только тюркских народов нашей страны, но и народов Кавказа. Причем качества характера, почитаемые в волке, многое могут сказать о системе ценностей тех, кто его почитает.

(источник - http://www.gumilev-center.ru/pochemu....k-volku)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 13.08.2017, 10:24 | Сообщение # 7
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Каменный зоопарк. Что означают рисунки на еврейских кладбищах. (отрывок)

Еврейские местечки-штетлы, так ярко описанные Шолом-Алейхемом и Исааком Бабелем, давно стали легендой. В середине ХХ века Холокост унес в небытие целый мир со своеобразными обычаями, историей, фольклором и собственным языком – настоящая Украинская Атлантида. От исчезнувшей цивилизации остались слова "пасок", "небога", "праска", "шахрай", "рада" и выражение "шляк би тебе трафив" – всё это заимствования из идиш. А ещё – старинные кладбища со вросшими в землю замшелыми стелами-мацевами.

Кладбища – уникальные памятники истории. Они удивляют как древностью (порой встречаются надгробия XVI века), так и тончайшей резьбой по камню.

У туриста, впервые попавшего на древний киркут, обычно возникают два вопроса: как они смогли такое вырезать, и что всё это значит. Даже большинство современных евреев не имеют представления, для чего здесь весь этот "зоопарк" и другая таинственная символика.

В качестве "лабораторного материала" мы используем надгробия (на иврите "мацева", множественное число – "мацевот") кладбища в Сатанове Хмельницкой обл. – одного из самых интересных и древних не только в Украине, но и Восточной Европе в целом. Тут есть мацевы XVI века, но основная масса надгробий датируется от начала XVIII веков до рубежа XVIII-XIX вв. А некоторые примеры мы возьмём из других уголков Подолья – Городка и Мурованных Куриловцев.

Дизайн традиционного еврейского надгробия-мацевы сформировался к началу XVII в. Это плоская плита, оформленная в виде портала. Портал имеет двоякое значение: это и врата в Райский сад, и напоминание о разрушенном Храме. В самом портале размещается эпитафия, а верхняя часть символических врат в большинстве случаев украшается различными изображениями. Здесь напомним, что еврейская традиция запрещала изображать людей, поэтому информация о покойном зачастую зашифровывалась набором символов. Барельефы также отображали представления о загробном мире и выполняли роль своеобразных оберегов.

ВОЛК



Зачастую этот хищник – центральная фигура барельефа. Последнее вовсе не означает, что покойный был злым и кровожадным, просто его звали Вольф (Волк). Встречаются также волки, держащие в пасти добычу - птиц, ланей или другую мелюзгу. В этом случае они символизируют ангелов смерти, вырвавших душу покойного. Подобный сюжет изображали на могилах людей, умерших насильственной смертью.

(источник - https://focus.ua/society/378378/) По ссылке статья полностью и с фотографиями. Можно узнать о значении таких символов как единорог, лиса, орел и т.д.


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Вторник, 18.06.2019, 21:56 | Сообщение # 8
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5278
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Эвенки воспринимали волков как часть своего мира.



Эвенки раньше воспринимали волков как неотъемлемую часть своего мира, тех, с кем выстраивались отношения как с соседями и родственниками. Об этом Донатас Брадишаускас из Вильнюсского университета рассказал 14 июня на открытии III Международной тунгусской конференции в Благовещенске.

Волки и люди делились знаниями, помогали друг другу, заявил он. Считалось, что убивать оленя — право волка. Был установлен баланс между волками и оленеводами. "Хищник и человек строили свои отношения и вместе составляли единое таежное сообщество," — резюмировал ученый.

Волки также соблюдали правила: не убивали слишком много оленей, не ходили по человеческим тропам и т.д. Однако, в последнее время все изменилось. Волков стало больше, они изменили поведение, "стали безбашенными", беспричинно убивают стала оленей в тайге, выходят к жилью человека. Между волками и людьми изчезли старые договоренности и началась война, считает эксперт. Теперь эвенки воспринимают волков как врагов, а не часть своего сообщества. Ученый из Литвы приводит мнение российских исследователей 19 века, которые утверждали, что излишнее размножение и изменение поведения волков фиксировались в истории в период упадка в России.

Самые древние надписи на чжурдженьском языке от 1126 года обнаружены в России в 15 км от Благовещенска в виде наскальных надписей. Об этом заявил завлабораторией археологии Амурского госуниверситета Андрей Забияко. Он утверждает, что предки эвенов, "тунгусские и чжурдженские интеллектуалы", уверенно владели письмом.

(источник - http://nazaccent.ru/content....st.html)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Форум "Canids World" » Волки в искусстве и истории » Волки в истории и мифах » Символ волка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011