[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Луна  
Форум "Canids World" » Волчий мир » Информация о волках » Мышление волка
Мышление волка
Астильба ♀Дата: Суббота, 05.01.2019, 16:39 | Сообщение # 1
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 1946
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 150
Мышление волка во многом схоже с мышлением человека. В конце концов, мы тоже млекопитающие, и не так сильно отличаемся от тех, кого снисходительно именуем «братьями меньшими». Как же мыслят волки и могут ли они принимать осознанные решения?



Волк — очень умное животное. Выяснилось, что в коре головного мозга волков есть участки, которые позволяют обнаружить знакомый контекст в новой задаче и использовать решения задач в прошлом для решения новой. Также эти животные способны логически сравнивать элементы задач, решенных в прошлом, с теми, которые актуальны на сегодняшний день.

В частности, для волка очень важна способность решать задачи, связанные с предугадыванием направления движения жертвы. Например, волкам полезно понимать, из какого места появится жертва, если она побежала в том или ином направлении и ей нужно огибать непрозрачные препятствия. Это важно предугадывать, чтобы правильно срезать путь при погоне. Учатся они этому в детстве во время игр на преследование. Но учатся этому только волки, выросшие в обогащенной среде. Волки же, выращенные в обедненной среде, на такое не способны. Более того, даже если им впоследствии обогатить среду, они так и не научатся, например, обходить непрозрачные препятствия при преследовании добычи.

Одно из доказательств интеллекта волка — комбинирование фрагментов памяти и построение на этой основе новых форм поведения. Опыт, как правило, волки получают в процессе игры, и это позволяет им проявлять гибкость в решении задач. Все приемы, которые взрослый волк использует на охоте, «отрабатываются» в детских играх с друзьями. И основное количество приемов у волков формируется к возрасту двух месяцев, а потом эти приемы комбинируются и оттачиваются.



Волки достаточно умны, чтобы предугадывать, что произойдет, если меняется окружающая обстановка. А способны ли они сами целенаправленно изменять окружающую среду? Описан случай, когда волки преследовали косулю, которая почти ушла от преследования, но ей не повезло — она попала в кусты, где застряла, и волки без труда убили жертву. И во время следующей охоты волки целенаправленно попытались загнать добычу в кусты! Такие случаи не единичны: например, волки пытаются загнать жертву на подъем, с которого она может упасть в обрыв. То есть они пытаются целенаправленно применить абсолютно случайно полученный опыт.

Уже в годовалом возрасте, по мнению профессора, исследователя поведения волков Ясона Константиновича Бадридзе, волки могут понимать суть явлений. Но поначалу решение задач требует сильного эмоционального напряжения. Однако с накоплением опыта решение задач уже не требует от волка активного использования образной памяти, а значит, уже не связано с сильным эмоциональным напряжением.

Есть гипотеза, что волки решают задачи следующим образом:

- Разбивают большую задачу на элементы.

- С помощью образной памяти находят в элементах знакомый контекст.

- Переносят прошлый опыт на новую задачу.

- Прогнозируют ближайшее будущее, причем здесь необходимо построение образа нового действия.

- Реализуют принятое решение, в том числе с помощью новых форм поведения.

Волки умеют оперировать множествами. Например, Ясон Бадридзе в одном из экспериментов учил волчат подходить к нужной кормушке (всего кормушек было десять), номер которой обозначался количеством щелчков. Один щелчок означал первую кормушку, два — вторую, и так далее. Пахли все кормушки одинаково (в каждой было двойное дно, где вне досягаемости лежало мясо), при этом доступная еда была лишь в нужной кормушке. Оказалось, что, если количество щелчков не превышает семи, волки правильно определяют номер кормушки с едой. Однако если щелчков восемь и больше, они каждый раз подходили к последней, десятой кормушке. То есть они ориентируются в множествах в пределах семи.

Способность оперировать множествами появляется у волков к возрасту 5 — 7 месяцев. И именно в этом возрасте они начинают активно осваивать территорию, составляя так называемые «ментальные карты». В том числе, очевидно, запоминая, где и сколько разных предметов находится.

Можно ли научить волков оперировать бОльшими множествами? Можно, если сгруппировать, например, предметы в группах по семь – до семи групп. И, например, если щелкали два раза, потом делали паузу и щелкали четыре раза, волк понимал, что ему нужна четвертая кормушка во второй группе.

Это означает, что волки великолепно понимают логику задачи и, даже не имея опыт с некоторыми группами кормушек, отлично применяют способность мыслить аналогиями. И способны свой опыт в готовом виде передавать другим, формируя традиции. Причем обучение волков основывается на понимании действия старших.

Например, многие убеждены, что существует так называемый «хищнический инстинкт», то есть врожденное стремление ловить и убивать жертву, чтобы ее поедать. Но оказалось, что у волков, как и у многих других крупных хищников, ничего подобного нет! Да, у них есть врожденная реакция преследовать движущиеся объекты, но это поведение исследовательское, не связанное с убийством жертвы. Они с равным азартом преследуют и мышь, и катящийся камень, а затем резцами пробуют «на зуб» — изучают фактуру. Но если нет крови, они могут умереть с голоду рядом с пойманной таким образом жертвой, даже если она съедобна. Врожденной связи «живой объект — пища» у волков не существует. Этому необходимо учиться.

Однако если один волчонок увидел, как второй съел мышь, он уже точно знает, что мышь съедобна, даже если сам ее пока не пробовал.

Волки не только потрясающе умны, но еще и отлично обучаются, причем в течение всей жизни. И взрослые волки точно определяют, чему и в какое время (с точностью до дня) обучать волчат.

(источник - https://wikipet.ru/wikipet....ki.html)


"Всё не то, чем видится"©
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 13.01.2019, 12:12 | Сообщение # 2
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 1946
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 150
Вопрос о сознании до сих пор остается столь запутанным, что разделяет не столько научные школы, сколько философские подходы. Что это вообще такое – сознание? Является ли оно обязательной частью сложных когнитивных процессов познания мира? Существуют ли разные типы, формы, уровни развития сознания? Есть ли оно у животных?

Впрочем, туман вокруг последнего из этих вопросов мало-помалу рассеивается: все больше элементов, которые мы привыкли считать проявлениями чисто человеческого сознания, обнаруживается у животных. И далеко не всегда эти животные – похожие на нас шимпанзе или орангутанги. Это могут быть просто волки и собаки.

Аутисты: особый уровень.

Профессор Тэмпл Грандин (Temple Grandin) – научная знаменитость мирового уровня, главная героиня бестселлера не менее знаменитого невропатолога Оливера Сакса «Антрополог на Марсе». Профессор Грандин – аутист и крупный эксперт по поведению животных. Эта уникальная комбинация позволила ей выдвинуть гипотезу о том, что сознание аутиста ближе к животным, чем сознание людей с нормально развитым мозгом. Свою идею Тэмпл Грандин развила в книге «Думать картинками» (Thinking in Pictures, 1995 г.), а затем – «Перевод с животного» (Animals in Translation, 2005 г.). Кстати, в 2010 г. на экраны вышел фильм, рассказывающий о жизни знаменитой ученой, роль которой исполнила Клэр Дэнс.

Тэмпл Грандин выделяет четыре иерархических уровня сознания: сознание в пределах одной сенсорной системы; сознание, интегрирующее информацию всех сенсорных систем организма; сознание, связывающее эти данные с эмоциями; наконец, сознание, способное осмыслить эти переживания в мышлении и языке.

Себя, как и других аутистов, ученая помещает лишь на второй уровень, где благополучно происходит интеграция различных данных, но невозможна их переработка посредством эмоций и не происходит автоматический перевод в языковые символы. (Именно поэтому первая книга Грандин так и названа – «Думать картинками».) С этой классификацией, разумеется, можно не соглашаться. Однако она выглядит достаточно удобной и простой для того, чтобы выяснить: а как обстоит с сознанием у животных?

Собачьи: жизнь в обществе.



Большинство исследований, посвященных интеллекту и сознанию у животных, проводится на млекопитающих. На прошедшей в 2013 г. в Брюсселе конференции «Появление сознания у животных и поведение человека» американский этолог Марк Бекофф (Marc Bekoff) представил результаты работы, посвященной... честности койотов и волков, обитающих в национальном парке Гранд-Титон. Ученый показал, что в своих играх эти животные используют самые разные подходы для того, чтобы уравнять шансы участников, сделать игру более интересной и полезной для всех.

Более мощный волк может сильнее сдерживать силу своих укусов, а иногда в ходе игры они могут даже временно поменяться ролями, и доминантный самец уступит место победителя подчиненному. Получается, что собачьи не только понимают свое место в социальной иерархии и связанные с этим варианты поведения. Они способны даже поставить себя на место другого и принять на себя соответствующие поведенческие схемы. Как дети, играющие в казаков и разбойников.



Из собственных наблюдений за койотами Марк Бекофф вывел четыре правила, которым всегда подчиняются их игры: «Предлагай первым, играй честно, соблюдай правила и признавай, если не прав». По словам ученого, детеныш, который не соблюдает эти правила, даже став взрослым, уже не может образовать устойчивых социальных связей и занять хорошее положение в общественной иерархии. Как следствие, среди таких животных уровень смертности намного выше, чем у достойных членов общества койотов.

А вот венгерские ученые экспериментировали на еще более близких нам собаках, изучая их поведение в ходе взаимодействия с совершенно непохожими на них существами ? людьми и роботами. Авторы показали, что и относительно них у собак со временем появляются определенные ожидания, представления о достойном и недостойном поведении, социальной роли и т.д.

Способность сопереживать, эмпатия, является одной из ключевых почти для всех наших социальных взаимодействий. Она позволяет не просто утешать ближнего, но ставить себя на его место, понимая и предсказывая его возможные реакции на те или иные обстоятельства. Это важнейшая часть той самой модели психического состояния другого.

Неудивительно, что, подводя итоги того самого симпозиума в Брюсселе, крупный американский философ Дэниел Деннет (Daniel Dennett) призвал вообще не проводить слишком строгих разграничений между «развитыми» животными, обладающими «почти человеческим» сознанием, и всеми остальными «биороботами», лишенными его. По мнению Деннета, сознание возникает очень постепенно и является обязательным свойством больших взаимосвязанных нейронных сетей любого сложного мозга.

В самом деле, легко заметить, что современные исследователи стараются продемонстрировать у животных не столько сознание как таковое, сколько отдельные его проявления. Способность узнать себя в зеркале, способность планировать свои действия, сопереживать и так далее, все то, что мы сами, как считается, обретаем благодаря сознанию. При таком подходе Деннет оказывается совершенно прав: те или иные аспекты «сознания» можно обнаружить и у рыб, и даже у беспозвоночных.

При этом само сознание перестает быть чем-то дискретным, тем, что либо есть, либо нет, а превращается в расплывчатую, постепенную шкалу, набирающую сложность медленно и постепенно. И видов, и форм сознания может оказаться гораздо больше, чем одно человеческое, к которому мы привыкли, и даже больше чем четыре, предложенные Тэмпл Грандин. Фактически, столько, сколько существует животных с более-менее развитой нервной системой.

(источник - https://naked-science.ru/article....oznanie)


"Всё не то, чем видится"©
 
Форум "Canids World" » Волчий мир » Информация о волках » Мышление волка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011