[ ГлавнаяРегистрацияНовые сообщенияУчастники •  ПоискRSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Луна  
Форум "Canids World" » Волчий мир » Информация о волках » Мышление волка
Мышление волка
Астильба ♀Дата: Суббота, 05.01.2019, 16:39 | Сообщение # 1
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5220
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Мышление волка во многом схоже с мышлением человека. В конце концов, мы тоже млекопитающие, и не так сильно отличаемся от тех, кого снисходительно именуем «братьями меньшими». Как же мыслят волки и могут ли они принимать осознанные решения?



Волк — очень умное животное. Выяснилось, что в коре головного мозга волков есть участки, которые позволяют обнаружить знакомый контекст в новой задаче и использовать решения задач в прошлом для решения новой. Также эти животные способны логически сравнивать элементы задач, решенных в прошлом, с теми, которые актуальны на сегодняшний день.

В частности, для волка очень важна способность решать задачи, связанные с предугадыванием направления движения жертвы. Например, волкам полезно понимать, из какого места появится жертва, если она побежала в том или ином направлении и ей нужно огибать непрозрачные препятствия. Это важно предугадывать, чтобы правильно срезать путь при погоне. Учатся они этому в детстве во время игр на преследование. Но учатся этому только волки, выросшие в обогащенной среде. Волки же, выращенные в обедненной среде, на такое не способны. Более того, даже если им впоследствии обогатить среду, они так и не научатся, например, обходить непрозрачные препятствия при преследовании добычи.

Одно из доказательств интеллекта волка — комбинирование фрагментов памяти и построение на этой основе новых форм поведения. Опыт, как правило, волки получают в процессе игры, и это позволяет им проявлять гибкость в решении задач. Все приемы, которые взрослый волк использует на охоте, «отрабатываются» в детских играх с друзьями. И основное количество приемов у волков формируется к возрасту двух месяцев, а потом эти приемы комбинируются и оттачиваются.



Волки достаточно умны, чтобы предугадывать, что произойдет, если меняется окружающая обстановка. А способны ли они сами целенаправленно изменять окружающую среду? Описан случай, когда волки преследовали косулю, которая почти ушла от преследования, но ей не повезло — она попала в кусты, где застряла, и волки без труда убили жертву. И во время следующей охоты волки целенаправленно попытались загнать добычу в кусты! Такие случаи не единичны: например, волки пытаются загнать жертву на подъем, с которого она может упасть в обрыв. То есть они пытаются целенаправленно применить абсолютно случайно полученный опыт.

Уже в годовалом возрасте, по мнению профессора, исследователя поведения волков Ясона Константиновича Бадридзе, волки могут понимать суть явлений. Но поначалу решение задач требует сильного эмоционального напряжения. Однако с накоплением опыта решение задач уже не требует от волка активного использования образной памяти, а значит, уже не связано с сильным эмоциональным напряжением.

Есть гипотеза, что волки решают задачи следующим образом:

- Разбивают большую задачу на элементы.

- С помощью образной памяти находят в элементах знакомый контекст.

- Переносят прошлый опыт на новую задачу.

- Прогнозируют ближайшее будущее, причем здесь необходимо построение образа нового действия.

- Реализуют принятое решение, в том числе с помощью новых форм поведения.

Волки умеют оперировать множествами. Например, Ясон Бадридзе в одном из экспериментов учил волчат подходить к нужной кормушке (всего кормушек было десять), номер которой обозначался количеством щелчков. Один щелчок означал первую кормушку, два — вторую, и так далее. Пахли все кормушки одинаково (в каждой было двойное дно, где вне досягаемости лежало мясо), при этом доступная еда была лишь в нужной кормушке. Оказалось, что, если количество щелчков не превышает семи, волки правильно определяют номер кормушки с едой. Однако если щелчков восемь и больше, они каждый раз подходили к последней, десятой кормушке. То есть они ориентируются в множествах в пределах семи.

Способность оперировать множествами появляется у волков к возрасту 5 — 7 месяцев. И именно в этом возрасте они начинают активно осваивать территорию, составляя так называемые «ментальные карты». В том числе, очевидно, запоминая, где и сколько разных предметов находится.

Можно ли научить волков оперировать бОльшими множествами? Можно, если сгруппировать, например, предметы в группах по семь – до семи групп. И, например, если щелкали два раза, потом делали паузу и щелкали четыре раза, волк понимал, что ему нужна четвертая кормушка во второй группе.

Это означает, что волки великолепно понимают логику задачи и, даже не имея опыт с некоторыми группами кормушек, отлично применяют способность мыслить аналогиями. И способны свой опыт в готовом виде передавать другим, формируя традиции. Причем обучение волков основывается на понимании действия старших.

Например, многие убеждены, что существует так называемый «хищнический инстинкт», то есть врожденное стремление ловить и убивать жертву, чтобы ее поедать. Но оказалось, что у волков, как и у многих других крупных хищников, ничего подобного нет! Да, у них есть врожденная реакция преследовать движущиеся объекты, но это поведение исследовательское, не связанное с убийством жертвы. Они с равным азартом преследуют и мышь, и катящийся камень, а затем резцами пробуют «на зуб» — изучают фактуру. Но если нет крови, они могут умереть с голоду рядом с пойманной таким образом жертвой, даже если она съедобна. Врожденной связи «живой объект — пища» у волков не существует. Этому необходимо учиться.

Однако если один волчонок увидел, как второй съел мышь, он уже точно знает, что мышь съедобна, даже если сам ее пока не пробовал.

Волки не только потрясающе умны, но еще и отлично обучаются, причем в течение всей жизни. И взрослые волки точно определяют, чему и в какое время (с точностью до дня) обучать волчат.

(источник - https://wikipet.ru/wikipet....ki.html)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 13.01.2019, 12:12 | Сообщение # 2
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5220
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Вопрос о сознании до сих пор остается столь запутанным, что разделяет не столько научные школы, сколько философские подходы. Что это вообще такое – сознание? Является ли оно обязательной частью сложных когнитивных процессов познания мира? Существуют ли разные типы, формы, уровни развития сознания? Есть ли оно у животных?

Впрочем, туман вокруг последнего из этих вопросов мало-помалу рассеивается: все больше элементов, которые мы привыкли считать проявлениями чисто человеческого сознания, обнаруживается у животных. И далеко не всегда эти животные – похожие на нас шимпанзе или орангутанги. Это могут быть просто волки и собаки.

Аутисты: особый уровень.

Профессор Тэмпл Грандин (Temple Grandin) – научная знаменитость мирового уровня, главная героиня бестселлера не менее знаменитого невропатолога Оливера Сакса «Антрополог на Марсе». Профессор Грандин – аутист и крупный эксперт по поведению животных. Эта уникальная комбинация позволила ей выдвинуть гипотезу о том, что сознание аутиста ближе к животным, чем сознание людей с нормально развитым мозгом. Свою идею Тэмпл Грандин развила в книге «Думать картинками» (Thinking in Pictures, 1995 г.), а затем – «Перевод с животного» (Animals in Translation, 2005 г.). Кстати, в 2010 г. на экраны вышел фильм, рассказывающий о жизни знаменитой ученой, роль которой исполнила Клэр Дэнс.

Тэмпл Грандин выделяет четыре иерархических уровня сознания: сознание в пределах одной сенсорной системы; сознание, интегрирующее информацию всех сенсорных систем организма; сознание, связывающее эти данные с эмоциями; наконец, сознание, способное осмыслить эти переживания в мышлении и языке.

Себя, как и других аутистов, ученая помещает лишь на второй уровень, где благополучно происходит интеграция различных данных, но невозможна их переработка посредством эмоций и не происходит автоматический перевод в языковые символы. (Именно поэтому первая книга Грандин так и названа – «Думать картинками».) С этой классификацией, разумеется, можно не соглашаться. Однако она выглядит достаточно удобной и простой для того, чтобы выяснить: а как обстоит с сознанием у животных?

Собачьи: жизнь в обществе.



Большинство исследований, посвященных интеллекту и сознанию у животных, проводится на млекопитающих. На прошедшей в 2013 г. в Брюсселе конференции «Появление сознания у животных и поведение человека» американский этолог Марк Бекофф (Marc Bekoff) представил результаты работы, посвященной... честности койотов и волков, обитающих в национальном парке Гранд-Титон. Ученый показал, что в своих играх эти животные используют самые разные подходы для того, чтобы уравнять шансы участников, сделать игру более интересной и полезной для всех.

Более мощный волк может сильнее сдерживать силу своих укусов, а иногда в ходе игры они могут даже временно поменяться ролями, и доминантный самец уступит место победителя подчиненному. Получается, что собачьи не только понимают свое место в социальной иерархии и связанные с этим варианты поведения. Они способны даже поставить себя на место другого и принять на себя соответствующие поведенческие схемы. Как дети, играющие в казаков и разбойников.



Из собственных наблюдений за койотами Марк Бекофф вывел четыре правила, которым всегда подчиняются их игры: «Предлагай первым, играй честно, соблюдай правила и признавай, если не прав». По словам ученого, детеныш, который не соблюдает эти правила, даже став взрослым, уже не может образовать устойчивых социальных связей и занять хорошее положение в общественной иерархии. Как следствие, среди таких животных уровень смертности намного выше, чем у достойных членов общества койотов.

А вот венгерские ученые экспериментировали на еще более близких нам собаках, изучая их поведение в ходе взаимодействия с совершенно непохожими на них существами ? людьми и роботами. Авторы показали, что и относительно них у собак со временем появляются определенные ожидания, представления о достойном и недостойном поведении, социальной роли и т.д.

Способность сопереживать, эмпатия, является одной из ключевых почти для всех наших социальных взаимодействий. Она позволяет не просто утешать ближнего, но ставить себя на его место, понимая и предсказывая его возможные реакции на те или иные обстоятельства. Это важнейшая часть той самой модели психического состояния другого.

Неудивительно, что, подводя итоги того самого симпозиума в Брюсселе, крупный американский философ Дэниел Деннет (Daniel Dennett) призвал вообще не проводить слишком строгих разграничений между «развитыми» животными, обладающими «почти человеческим» сознанием, и всеми остальными «биороботами», лишенными его. По мнению Деннета, сознание возникает очень постепенно и является обязательным свойством больших взаимосвязанных нейронных сетей любого сложного мозга.

В самом деле, легко заметить, что современные исследователи стараются продемонстрировать у животных не столько сознание как таковое, сколько отдельные его проявления. Способность узнать себя в зеркале, способность планировать свои действия, сопереживать и так далее, все то, что мы сами, как считается, обретаем благодаря сознанию. При таком подходе Деннет оказывается совершенно прав: те или иные аспекты «сознания» можно обнаружить и у рыб, и даже у беспозвоночных.

При этом само сознание перестает быть чем-то дискретным, тем, что либо есть, либо нет, а превращается в расплывчатую, постепенную шкалу, набирающую сложность медленно и постепенно. И видов, и форм сознания может оказаться гораздо больше, чем одно человеческое, к которому мы привыкли, и даже больше чем четыре, предложенные Тэмпл Грандин. Фактически, столько, сколько существует животных с более-менее развитой нервной системой.

(источник - https://naked-science.ru/article....oznanie)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Четверг, 17.01.2019, 14:02 | Сообщение # 3
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5220
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Волки, в отличии от собак, способны к быстрому примирению.



Австрийские ученые обнаружили еще одно различие в социальном взаимодействии собак и волков, сообщается в статье, опубликованной в Royal Society Open Science. Изучив несколько небольших стай животных, они выяснили, что волки гораздо быстрее проявляют дружеское поведение друг к другу после конфликта, в то время как собаки предпочитают переждать несколько часов.

Для многих социальных животных характерны внутригрупповые конфликты, способность решать которые очень важна как для поддержания отношений внутри группы, так и для минимизации негативных последствий для физического здоровья или жизни. Хорошей способностью к примирению после конфликта обладают кооперативные животные, которые охотятся и защищают территорию совместно: к примеру, волки. Их одомашненные родственники, собаки, однако, от кооперации зависят не так сильно, из-за чего способность к быстрому примирению у них может быть утрачена.

Чтобы это проверить, ученые из Венского ветеринарного университета под руководством Фридерике Ранге (Friederike Range) провели эксперимент с участием трех стай волков (от двух до пяти особей) и трех стай собак (от двух до четырех особей. Все особи были выращены в неволе и после пяти первых месяцев жизни сформированы в стаи; тем не менее, все животные жили в близком контакте с человеком и использовались в качестве субъектов в других поведенческих экспериментах. За стаями наблюдали в течение двух лет по часу минимум два раза в неделю.

За весь период наблюдений ученым удалось задокументировать 419 случаев агрессивного поведения волков и всего 55 — собак. Все случаи разделили на конфликты низкой и высокой интенсивности, которые отличались отсутствием и наличием физического контакта. За парой обидчик-жертва наблюдали с начала конфликта и заканчивали наблюдение через десять минут после того, как конфликт прекращался. Примирением считалось проявление дружественного поведения между обидчиком и жертвой. В качестве контрольного условия как за обидчиком, так и за жертвой наблюдали на следующий день после конфликта примерно в то же время.

Ученые выяснили, что сразу после конфликта среди волков жертвы и обидчики проявляют дружеское поведение друг к другу на 22,6 процента чаще, чем на следующий день, а собаки предпочитают подождать и стараются не контактировать друг с другом после ссоры — они контактируют на 3,4 процента чаще на следующий день, чем сразу после конфликта. Авторы отметили, что, несмотря на то, что конфликты среди волков случались гораздо чаще, они очень быстро заканчивались, в то время как обидчики и жертвы среди собак избегали друг друга в течение нескольких часов. При этом около 90 процентов конфликтов между собаками отличались высокой интенсивностью; у волков же таких конфликтов было всего 60 процентов.

Авторы работы пришли к выводу, что способность быстро мириться после конфликта внутри стаи — обязательна для поддержания нормального социального взаимодействия волков. Собаки, однако, эту способность утратили: скорее всего, в процессе адаптации к жизни с человеком, а не со своими сородичами.

(источник - https://nplus1.ru/news/2018/07/05/reconciliation-in-dogs)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Вторник, 04.06.2019, 22:38 | Сообщение # 4
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5220
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
Забота отцов оказалась важна для развития мозга



Исследование, охватившее почти 500 видов млекопитающих, показало: детеныши, в «воспитании» которых участвуют оба родителя, имеют более крупный и развитый мозг.

Известно, что чем больше мозг по отношению к размеру тела, тем разумнее его обладатель. Но для поддержания работы сложного органа требуется больше энергии и, соответственно, больше пищи.

Самки многих крупных животных не могут в одиночку обеспечить потомство всем необходимым и часто зависят от посторонней помощи.

Раньше ученые считали несущественным, кто именно помогает «молодой матери» – самец-партнер или другие сородичи.

Но последняя научная работа показала: именно участие отца оказывает заметное влияние на развитие мозга детенышей. В том случае, если самке помогали «посторонние» члены стаи, такого эффекта не наблюдалось, сообщает The Independent.

Самцы волков, африканских диких собак, сурикатов, степных полевок «последовательно и надежно» участвуют в воспитании потомства, чем значительно повышают шансы на выживание. На других членов «семьи» рассчитывать не приходится: старшие братья и сестры либо покидают родителей, либо норовят утащить у младших их еду.

«Самка не может вырастить отпрыска с большим мозгом, если ей не окажут помощь, а надежная помощь приходит только от отца», – резюмировала автор исследования, биолог Сандра Хельдштаб из Цюрихского университета.

У некоторых видов, например, львов и лемуров, отцы к потомству равнодушны. В таком случае эволюция идет другим путем. Самки производят на свет много детенышей – повышается вероятность, что хотя бы некоторые останутся в живых, даже в неблагоприятных условиях.

Впрочем, обнаружилось и исключение из правил – это Homo sapiens. Отцовская помощь, конечно, важна, но мужчину могут заменить и другие родственники, и это не скажется негативно на развитии ребенка.

«В мире млекопитающих только помощь отцов надежна. К счастью, мы, люди, можем рассчитывать на помощь других наших сородичей», – отметила доктор Хельдштаб.

(источник - https://mir24.tv/news....a-mozga)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Астильба ♀Дата: Воскресенье, 24.01.2021, 16:44 | Сообщение # 5
Интернет-искатель
Группа: Старший модератор
Сообщений: 5220
Регистрация: 23.11.2016
Статус: Не в сети
Репутация: 243
У волков нашли самосознание.

Самосознание считается одним из признаков высокого умственного развития. Самосознание – это когда ты понимаешь, что ты – это ты, и что ты отличаешься от других. Проверяют «самосознательность» с помощью зеркала: если индивидуум не понимает, что в зеркале он видит себя самого, то по отношению к отражению он ведёт себя как по отношению к кому-то другому. Например, зверь может увидеть в зеркале конкурента и начать на него нападать. Или же, если зверь мирный, он попытается познакомиться с тем, кого видит в зеркале. Наоборот, если животное пытается изучить отражение как самого себя, значит, мы наблюдаем проявление самосознания. Скажем, если обезьяне поставить краской отметину на лбу, то, посмотрев в зеркало, она дотронется до собственного лба – то есть она поймёт, что в зеркале отражается она сама.



Как легко понять, тест с зеркалом используют те, кто изучает интеллект животных. И теперь мы знаем, что самосознают себя человекообразные обезьяны, дельфины, сороки, слоны и даже скаты манта. Однако со временем относительно зеркального теста стали появляться сомнения. Может быть так, что животные на самом деле воспринимают свое отражение как кого-то другого, однако в силу развитых социальных навыков (а те виды, что проходят зеркальный тест, очень часто живут сложной социальной жизнью) они ведут себя так, что нам, людям, кажется, будто они видят самих себя. Тогда для проверки на самосознание нужен другой тест – например, такой, который использовали со слонами. Несколько лет назад мы писали об экспериментах исследователей из Кембриджа, которые выяснили, что азиатские слоны понимают, когда они мешают сами себе – иными словами, слоны чувствуют себя в собственном теле.

Другой вариант, когда тест с зеркалом может быть не очень корректным, это когда мы имеем дело с животными, доверяющими своему носу больше, чем глазам. Здесь тоже есть свой вариант теста на самосознание – обонятельный, который разработали сотрудники Томского государственного университета, Института эволюции и этологии Конрада Лоренца и Университета Пердью. Суть теста с том, что животное оказывается перед запаховым «зеркалом», и дальше по его поведению можно понять, воспринимается ли запах как отражение самого себя или как присутствие кого-то другого.

Запаховый тест поставили с волками. Звери чуяли либо самих себя (то есть запах собственной мочи), либо товарища по стае, либо совсем незнакомого волка. Запахи были либо чистые, либо с примесью анисового масла. Когда волки чуяли себя или знакомых, они мало тратили времени на этот запах. Если же они чуяли незнакомого волка, то его запах они исследовали более пристально и даже пытались перенести его на себя – то есть валялись по тому месту, откуда пахло. И если в своём запахе или в запахе товарища они чуяли анис, то опять же пытались перенести этот свой и одновременно не свой запах на себя.

В статье в Ethology Ecology & Evolution говорится, что когда волк трётся о предмет, помеченный чужой мочой, это означает своеобразное социальное действие, по которому мы можем судить, что животное понимает разницу между собой и другим. Соответственно, если к собственному запаху подмешиваются незнакомые ноты (вроде аниса), значит, нужно восстановить собственную идентичность и перенять незнакомые ноты, раз уж они откуда-то появились.

В целом поведение волков в эксперименте указывало на то, что они понимают, что они – это они, знакомые товарищи – это знакомые товарищи, а незнакомцы – это незнакомцы. То есть в какой-то мере самосознание им свойственно (что можно было ожидать – всё-таки про волков давно известно, что это не самые глупые существа).

У животных вообще может быть другая картина мира, нежели у людей, какая-то информация для них более важна, какая-то – менее, поэтому, когда мы берёмся судить об их когнитивных способностях, о самосознании и прочем, нужно учитывать, что основы их самосознания могут отличаться от наших.

(источник - https://www.nkj.ru/news/40376/)


«Смотри — мы одолели полпути,
Вот замок, что когда-то мной построен.
Теперь ужасней места не найти.
И в предстоящей битве ты не воин.
Когда заметят нас, приму я бой,
Где чары против чар, тьма против света.
И я пока не ведаю, друг мой,
Какой ценой пройдем твердыню эту.»©
 
Форум "Canids World" » Волчий мир » Информация о волках » Мышление волка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright: Администрация форума © 2011